1. Сведения об авторе:
  2. Фредерик Вильям Фаррар (1831-1903) - Доктор богословия, англиканский духовный писатель, член королевского общества, архидьякон. Был проповедником при университетской церкви в Кембридже, затем капелланом при дворе королевы Виктории; его проповеди посещались всем высшим лондонским обществом. Из его сочинений наиболее известны: “Происхождение языка” (1860), “Паление человека и другие проповеди” (1865), “язык и языки” (1870), “Искатели Бога”, Свидетельства в доказательство Истории Христа” (1874), Жизнь и труды апостола Павла” (1879), “Первые дни христианства” (1882), “Жизнь и труды отцов и учителей Церкви”. Фаррар принимал живое участие в различных библейских словарях, комментариях, конспективных изданиях по богословию. Благодаря переводу его лучших произведений на русский язык, имя его сделалось популярным среди образованных классов России.

  3. Краткое содержание:
  4. Книга состоит из двух частей. В первой части выстраиваются в хронологическом порядке и рассматриваются все имеющиеся в евангельском повествовании события. Эта часть охватывает период с рождества до того момента в служении Христа, когда Его конфликт с представителями духовенства и народного благочестия (фарисеями) достиг своей высшей точки в открытом противостоянии со стороны последних.

    Во второй части книги автор в той же форме рассматривает все последующие за тем события, последними из которых были воскресение Христа, Его многочисленные явления ученикам и Его вознесение.

  5. Проблематика книги:
  6. Книга является попыткой воссоздания целостной картины земной жизни Христа путем литературно-исторического синтеза.

    Первый опыт создания подобной работы о жизни Христа был предпринят современником Ф.В. Фаррара, французским историком и мыслителем Ернестом Ренаном в книге “Жизнь Иисуса”, которая вышла в свет в 1863г. Одним из первых применив метод обобщения, синтеза, Ренан сумел ярко и правдиво изобразить панораму евангельской эпохи. Необычайно живо Ренану удалось изобразить и самого Иисуса. Книга стала весьма популярной вследствие необычайного, нового метода примененного автором. Благодаря этому методу, перед читателем представал реально существовавший в истории человек Иисус. Несмотря на то, что Ренан не будучи христианином значительно исказил образ Христа, достоинства и преимущества примененного им метода стали очевидными.

    Именно этот метод использовал Ф.В. Фаррар при создании "Жизни Иисуса Христа". Одно из коренных отличий книги от "Жизни Иисуса" Ренана заключается в том, что книга, по словам самого автора, "является заведомо и безусловно трудом верующего"1. В своей книге “Жизнь Иисуса Христа”, ориентируясь в основном на читателей-христиан и не стараясь быть “дипломатом” по отношению к противникам христианства, Ф.В. Фаррар не перестает восхищаться личностью Христа - Его внутренней целостностью, полнотой человеческих добродетелей, через которые Его божественные качества были явлены миру.

    По словам Александра Меня, живой интерес к подобным книгам был вызван тем, что к моменту их появления центральная тайна Евангелия – тайна Богочеловечества – в христианском сознании оказалась практически утеряной2.

    Не смотря на заявление автора, о том что книга была написана без всякого прямого и специального отношения к нападениям скептического критицизма3, очевидно, что освящая определенные евангельские события,

    автор не может оставаться безразличным к нападкам критиков. Самим ходом повествования автор стремится указать на то, что многие обвинения и нападки противников христианства недобросовестны и даже вымышлены. А.П. Лопухин осуществивший перевод "Жизни Иисуса Христа", прямо заявляет в предисловии к русскому изданию, что подобные произведения являются реакцией христианского духа против оков критического рационализма.4

    Автор выстраивает повествование в хронологическом порядке, с мастерством заполняя пробелы между отдельными частями евангельской истории с помощью своего литературного таланта. Фаррар использует наиболее правдивые элементы преданий о жизни Христа, всякий раз, при этом указывая на невозможность всецелого доверия этим элементам.

    В произведении отражены попытки освятить известные библейско-исторические события при помощи результатов новейших (на то время) исследований в области библейской археологии, истории и географии.

    Все это делает книгу произведением, представляющим Жизнь Христа, чем-то целостным, далеким от мифов и народных суеверий. Через все главы этой книги, красной нитью проходит искреннее желание автора убедить читателя, что христианство - единственная религия в мире, установившая идеал совершенной святости.

  7. Личное восприятие и отношение к книге:
  8. (возможное практическое использование материалов книги)

    Одной из сильных сторон книги является осведомленность автора в области библейской истории и географии, а так же его литературный талант, живо рисующий перед взором читателя евангельские события.

    Слабыми местами можно считать неопределенность цели написания книги и очевидную тенденциозность. Автор далек от попытки быть объективным в оценках людей и событий.

    Являясь памятником религиозного вдохновения, книга не побуждает читателя мыслить, оценивать, сравнивать, делать выводы и занимать определенную позицию по поводу того или иного события или высказывания. Читателю не предоставляется возможность формировать свое мнение. Отношение к тому или иному предмету повествования однозначно определено автором. Эта черта книги становиться весьма заметной, оттого, что на всем ее протяжении чрезвычайная восторженность постоянно сменяется крайне суровым осуждением. "Положительным " героям приписываются самые благородные качества, в то время как "отрицательные герои" представлены в крайне негативном свете, движимые самыми подлыми и низкими побуждениями. Этой чертой книга напоминает советские художественные фильмы времен Великой Отечественной войны, в которых герой обычно представлен воплощением благородства и героизма, а враг неким, лишенным человеческого облика, созданием. Объективность и реализм Евангельских повествований кажутся совершенно потерянными в искреннем стремлении автора возвеличить Христа и очернить Его врагов.

    Несмотря на это, книга способна ярко и объемно передать отдельные евангельские сюжеты, которые в самих евангелиях преподносятся довольно сухо. Множество глубоких духовных истин, представленных на станицах книги, могут стать источником вдохновения для христианина.

    Соответствующие части книги могут использоваться для иллюстрации отдельных евангельских событий. Книга содержит множество назидательных тем, которые могут быть переработаны для преподнесения в форме проповеди.

  9. Общий вывод, заключение:

Среди многих христианских произведений написанных по принципу историко-литературного синтеза и посвященных жизни Спасителя, книга Ф.В.Фаррара занимает сегодня свое достойное место. Книга является отражением реакции на определенные процессы, происходившие в религиозном сознании людей того времени. В каком-то смысле, автора книги можно считать первопроходцем, который в попытке адекватно отреагировать на эти процессы, был готов оторваться от церковных традиций и выступить вперед с чем-то новым. Независимо от результата, люди поступавшие подобным образом во все века были достойны уважения.

 

 

Список литературы:

Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. Перевод с 30-го англ.изд. 6-е изд.

С-пб,1893.

Мень А. Сын Человеческий. 3-е изд. :Фонд имени Александра Меня,1998.

Христианство (Энциклопедический словарь). т.III М., :"Большая Российская энциклопедия",1995.

Хостинг от uCoz